Развитие мелкой моторики дома и в детском саду

«Развитие мелкой моторики дома и в детском саду.»

Подготовила учитель-логопед Машихина В.А.

 

«Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.

 

 

Мелкая моторика- это тонкие произвольные движения пальцев. Учеными доказано, что мелкая моторика влияет на важные процессы развития ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память, концентрацию и воображение ребенка.                                                                                                                                              Так же ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно, ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Существует множество игр и упражнений направленных на развитие мелкой моторики. Все они очень разнообразны, интересны и доступны.

1.     Нанизываем на нитку макароны, бусины, баранки и т.д.

2.     Игры с крупами.

Ребенок прощупывает разные крупинки, так же развивает тактильные ощущения.

3.     Перебирать крупу, семечки, бусины и т.д.

4.     Игры с прищепками ( « Дополни картинку»)

5.     Игры с мозаикой, конструктором, кубиками.

6.     Делать фигуры с проволоки

7.     Ниткография ( фигуры из нитки на бархатной бумаги)

8.     Делать из различного материала «волшебные коврики» (камни, бусинки, семечки, пробки, пуговицы…)

9.     Лепка. Лепить можно из пластилина, глины, тесто.

10.  Рисование, раскрашивание, обводка, штриховка и т.д.  Нужно следить, чтобы ребенок правильно держал карандаш. Если ребенок не правильно держит карандаш, это вызывает сильное напряжение, отчего рука устает, а скорость и качество ухудшается. Для рисования, раскрашивания – выбираем карандаш. Дело в том, что у фломастера грифель мягкий, а к карандаша, даже сели на нем написано «М»- мягкий грифель довольно твердый. Поэтому ребенку сильнее нажимать на карандаш, чтобы провести линию. А работая с фломастером, таких усилий прикладывать не нужно.

Рисовать можно на манке, на песке, на снегу, на запотевшем окне.

Рисуем карандашом, пальцем, мелом, палочкой, камешком, губкой … . Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях, поэтому желательно повесить ребенку специальную доску.

11. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, учит управлять дыханием, ускоряет запоминанию стихов.

12. Пальчиковая гимнастика с предметами. (С грецкими орехами, прищепками, карандашами, губками, с массажным мячиком …. )

 

В настоящее время в продаже существует большое разнообразие игрушек, направленных на развитие мелкой моторики: копилки, мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы, наборы для рукоделия.

Развитие мелкой моторики дома без лишних трат:

  • Собрать с пола рассыпавшиеся пуговицы, бусины, пазлы…;
  • Очищать фисташки, отшелушивать плёнку с жареных орехов;
  • Открывать дверь ключом;
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки;
  • Чистить обувь, шнуровать обувь;
  • Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;
  • Сматывать нитки или веревку в клубок;
  • Вешать белье;
  • Искать край скотча;
  • Собирать ягоды;   
  • Перелистывать страницы;
  • Отклеивать, приклеивать наклейки;
  • Точить карандаши, стирать нарисованное ластиком;
  • Теневой пальчиковый театр;
  • Резать ножницами;
  • Рвать газеты, бумагу;
  • Мять бумагу, а потом разглаживать руками;
  • Оригами;
  • Закручивать шурупы, гайки, крышки;
  • Завязывать, развязывать узлы и т.д.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей:

1.     Занятия должны напоминать игру.

2.     Систематичность

3.     Выбираем игры подходящие по возрасту и развитию именно вашего ребенка

4.     Важно, чтобы ребенку нравились игрушки, и сам процесс

5.     Не переутомляйте ребенка

6.     Не занимайтесь всем сразу!

7.     Хвалите ребёнка!

8.     Право выбора. Возможно ребенок хочет рисовать, а не лепить. Прислушивайтесь к его пожеланиям.

 

 

Таким образом, развитие мелкой моторики, можно не только в специально организованных условиях и на занятиях с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Посвящайте ребенку больше времени!